Гордость всей России

Главная / М.К.Тенишева / Гордость всей России

Деятельность Марии Тенишевой охватывала Россию, Италию, Францию, Смоленский и Брянский края, Москву и Петербург. Круг ее деятельности с течением времени расширялся, включая в себя просвещение, искусство и искусствоведение, науку, продвижение российской культуры за границей. Как меценат она не только вкладывала свои материальные средства в поддержку творческой элиты России, создание и развитие социокультурных учреждений и музеев, одновременно она занималась пропагандой русского искусства и культуры за рубежом, вкладывая в этот процесс свои духовные силы.

Современники называли Марию Тенишеву «гордостью всей России». Для этого были веские основания. Вся ее жизнь, неутомимая творческая деятельность были посвящены служению русскому искусству, отечественной культуре. Ее деятельность была очень разноплановой, начиная от создания школ, музеев, собиранием коллекций и заканчивая созданием уникальных эмалевых произведений, получивших высокую оценку ее современников. Н. Рерих писал: «Эмали её, основанные на заветах старинного долговечного производства, разошлись широко по миру. Эти символические птицы-Сирины, эти белые грады, эта цветочная мурава, эти лики подвижников показывают, куда устремлялись её мысли и творчество. Жар-Птица заповедной страны будущего увлекала её поверх жизненных будней. Отсюда та несокрушимая бодрость духа и преданность познанию…»[1]. Как много может сделать всего один человек, чтобы жизнь многих людей наполнилась светом и смыслом.

Княгине Тенишевой выпало жить в сложный и во многом трагический период русской истории. Природа щедро одарила эту женщину – как величавой внешностью, так и многими талантами. Как будто рожденная не в свое время, она задумывала и осуществляла то, что часто превосходило понимание окружающих ее людей. Благодаря ее стараниям Талашкино близ Смоленска превращается в центр художественной жизни, подобный прославленному Абрамцеву под Москвой. Главной целью в возрождении русского искусства, которое было для нее неиссякаемым источником красоты, было стремление, чтобы вещи, созданные по старинным заветам, вошли в жизнь и быт горожан, изменили их вкус. И частное дело, вдохновленное Тенишевой, очень скоро стало важным явлением русской культуры.

В основе многочисленных граней ее деятельности лежал труд, талант, энергия, сила – четыре столпа ее неутомимой деятельности. Художник-эмальер, оперная певица, историк, археолог, учёный, архитектор, педагог, писатель, меценат, – вряд ли мы найдем подобный пример в российской истории.

Мария Тенишева (до замужества – Пятковская) родилась 20 мая 1858 г. в Петербурге в семье Марии Александровны и Клавдия Стефановича Пятковских. В 1869 году Мария поступила в только что открывшуюся элитную частную гимназию М.П. Спешневой, в которой учились девочки из семей интеллигенции. Девочкам стремились дать не только образование, но и воспитать патриотические чувства, нравственные основы для семьи и общественной деятельности. После окончания гимназии в 1876 г. Марию выдали замуж за адвоката Р. Николаева. Через год после свадьбы родилась дочь, однако брак оказался неудачным, главной причиной стала непримиримая несхожесть двух натур.

В 1881 Мария уехала с дочерью в Париж, где получила музыкальное образование, став профессиональной певицей. Так состоялось знакомство с городом, сыгравшим особую роль в ее судьбе. Это было своеобразное бегство от серости и унылости помещичьего быта, стремление к познанию нового неизведанного мира, стремление к самоусовершенствованию и поискам своего предназначения. Для нее пение было не только любимым занятием, от природы она обладала уникальным голосом и поставила цель получить профессиональное вокальное образование. В Париже она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, здесь познакомилась с А. Рубинштейном и Ш. Гуно. В это время художник К. Маковский пишет первый портрет будущей княгини.Через три года Мария возвращается в Россию, где живет в имении Святополк-Четвертинской в Талашкино. С 1886-го обучается рисованию в Петербургском училище технического рисования барона Штиглица, берет уроки у Гоголинского.

Мария Клавдиевна представляла собой уникальную личность, в которой прекрасная внешность и внутренняя глубина находились в гармонии и дополняли друг друга, поэтому в нее влюблялись очертя голову. Художники, видя ее, тянулись к кисти. Только один Репин написал с нее восемь портретов. Известны портреты Тенишевой кисти Коровина, Врубеля, Соколова, Ционглинского. Но только Валентину Серову удалось оставить вечности главное, что было в Тенишевой, – жившую в ней мечту об идеале, к которому она шла, не обращая внимания на неудачи.

Словно вторым рождением стал для нее в 1892 г. брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым – крупнейшим российским промышленником, этнографом и социологом. Он принадлежал к известному аристократическому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы Тенишева Кугушева[2], в 1528 г., перешедшего на службу к московскому великому князю Василию III, отцу Ивана Грозного. Служа российским государям, Тенишевы обрусели, приняли христианство, разбавив татарскую кровь многочисленными браками с русскими дворянскими семействами. Прадед В.Н. Тенишева был удостоен княжеского титула «за особые заслуги по укреплению мощи государства Российского». Его отец князь Николай Иванович Тенишев (1798-1862 гг.) управлял путями сообщения в Царстве Польском и строил первые железные дороги. Вячеслав Николаевич Тенишев стал успешным предпринимателем, достойным продолжателем дел своих предков. «Не взирая на удачу и успех, сопровождавшие В.Н. на этом пути, он не мог удовлетвориться ролью дельца-предпринимателя: в егодуше были высшие запросы и интересы, питавшие его пытливый и оригинальный ум в совершенно ином направлении»[3]. Сторонник эволюционного развития человечества и противник революционных мер, Вячеслав Тенишев активно интересовался политикой.

Благодаря мужу Тенишева получила возможность в полной мере проявить свои творческие способности и таланты в сохранении культурного наследия русского народа, собирании бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта. Благотворительность четы Тенишевых приносила фамилии известность, почетное положение в обществе и, можно сказать, европейское признание. Князь и княгиня занималась благотворительностью по разным направлениям, имея разную программу, разные методы и принципы. Усилия Марии Клавдиевны в чем-то можно сопоставить с деятельностью С. И. Мамонтова, С. П. Дягилева: она осуществлялась в определенных, уже выработанных и опробованных культурой рамках. Тенишева отдавала свои силы коллекционированию, образованию и просвещению народа, поддержке начинающих художников, финансировала археологические изыскания. Творческие силы и духовные запросы княгини реализовались в особом подходе к общественной и благотворительной деятельности, умении придать традиционным вещам новый оригинальный оттенок, довести развитие проблем до какой-то новой точки, открывающей в жизни уже другие перспективы и более высокие духовные цели. Энергия князя была направлена на практические, реальные задачи, связанные с воспитанием молодого поколения, сумевшего достойно применить свои знания в практической деятельности.

С 1892 по 1896 гг. Тенишевы проживали в Бежице, где находился Брянский рельсопрокатный железоделательный и механический завод, в котором князь был председателем правления.

С 1897 года Тенишева принимает активное участие в художественной жизни Санкт-Петербурга, становится одной из основательниц журнала «Мир искусства», сыгравшего большую роль в обновлении русского искусства и финансирует его. Приобретая работы непризнанного Врубеля, мало известных тогда Бенуа, Сомова, Бакста, Якунчиковой-Вебер, Поленовой, Малютина, Рериха, Тенишева помогает встать на ноги молодым талантливым художникам и занимает однозначную позицию против консервативного официального искусства. В 1899 г. организовала выставку художников-передвижников в Дворянском собрании в Смоленске, а через год в Петербурге в школе барона Штиглица.

Поражают масштабы общественной деятельности М. К. Тенишевой, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано ремесленное училище в Бежице, носившее имя своей основательницы; открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей; и, наконец, здесь, в Талашкино создан центр русского народного искусства и народных промыслов.

В 1900 году Тенишева помогала мужу в организации Русского отдела Всемирной выставки в Париже, что вызвало подлинное восхищение ее участников. В Париже энергетические уровни Вячеслава Николаевича и Марии Клавдиевны сошлись, удесятерились и дали мощный результат. В честь закрытия выставки состоялся прием в отеле «Континенталь», на нем присутствовало 2500 человек. Тенишева и жена американского комиссара выставки были хозяйками вечера.

После смерти князя Тенишева в 1903 году княгиня организовала аукционную распродажу зарубежной части коллекции акварелей и рисунков, начинает строительство по проекту Малютина музея «Русская старина» для собрания русской старины и народного искусства. В Москве, на углу Столешникова переулка, открывается магазин «Родник» для продажи изделий талашкинских мастерских.[4]

В августе 1904 года Мария Клавдиевна с группой друзей- единомышленников посещает Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Кострому, Углич, Новгород и Псков для пополнения коллекции. Эти поездки помогли понять истоки искусства русской старины и национальных художественных промыслов. Обращение М. К. Тенишевой к русскому искусству, «русской старине» пришло не сразу. «Наконец я могла отдаться своей страсти – коллекционированию русской старины, которой я до сих пор придавалась только урывками, инстинктом, т.к. любила ее без особых знаний и понимания», – писала Мария Клавдиевна после поездки по старым русским городам.

В связи с началом революционных событий 1905 года Тенишева закрывает школу и мастерские в Талашкино, переезжает в Смоленск, вывозит свои коллекции в Париж, опасаясь за их сохранность.[5] В Париже занимается выставочной деятельностью и активным эмальерным творчеством. Вернувшись в Россию, передает Тенишевский историко-этнографический музей Московскому археологическому институту, за что получает звание почетной гражданки Смоленска. Музей удостоился высокой оценки после посещения его императором Николаем II в 1912 году.

После показа своих эмалей в Риме в 1914 году, Мария Клавдиевна получила диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. После защиты докторской диссертации получила приглашение читать в Археологическом институте лекции по истории эмали. В области изготовления эмали Тенишева заняла одно из первых мест среди современных ей мастеров. Ни одно из проектов и дел Тенишевой невозможно было осуществить в одиночку. Многие ее соратники своей верой, соучастием, любовью и сотрудничеством помогали ей осуществить задуманное.

Высоко оценили деятельность Тенишевой ее соратники. Рерих писал: «Большой человек – настоящая Марфа Посадница. И теперь я вижу признательную память народа около имени Марии Клавдиевны. Много легенд сложится на Тенишевской улице, и имя княгини Тенишевой запечатлеется среди имен истинных созидателей»[6]. Подтверждением слов Рериха становятся объявления в газетах того времени «По желанию княгини М.К.Тенишевой вся выручаемая сумма от посетителей музея «Русская старина» должна передаваться в распоряжение общества Попечения о детях.».[7]

Весьма актуальна и сегодня высокая оценка, прозвучавшая в речи А.И. Успенского при передаче Тенишевой в дар городу Смоленску Историко-этнографического музея «Русская старина»: «Да, такие женщины, как княгиня М.К. Тенишева, могут поистине составлять украшение нашей страны».[8]

Тенишева была счастлива и горда, что на ее долю выпало познакомить Запад с нашей стариной и искусством. Она блестяще выполнила свою культурную миссию по пропаганде русской народной культуры и русского искусства за рубежом. Как написали в 1933 году, «Имя кн. Тенишевой, конечно, знакомо каждому образованному русскому человеку. В культурной жизни России, с конца прошлого века… и до самой войны, Тенишева играла роль, во всяком случае, заметную и очень своеобразную. Ее личные дарования были многосторонни. Еще более широки были ее интересы, и в соответствии с этим ее деятельность коснулась самых различных областей, начиная с сельского хозяйства и кончая организацией русских спектаклей в Париже».[9] Вся ее деятельность является нравственным примером беззаветного служения России, идеалам добра и красоты. Преданность избранным в жизни приоритетам, законам добра, красоты, созидания – вот главный урок, который она нам преподала всей своей жизнью. «Придите и владейте мудрые! И созидайте на благо России!» – нравственный завет Тенишевой для потомков. Устремленность в будущее, умение опередить свое время – характерная черта Марии Клавдиевны Тенишевой, оставившей нам в наследство коллекции и музеи, которыми мы восхищаемся до сих пор.


[1] Рерих Н.К. Памяти М.К.Тенишевой // Н.К.Рерих. Из литературного наследия. — М., 1974. С. 17

[2] ЦГИА. Ф. 1343. Оп.46. Ед.хр.776.

[3] Острогорский А. Памяти В.Н. Тенишева // Памятная книжка Тенишевского училища в С.-Петербурге за 1901/2-1902/3 уч. год. — С. – Петербург. 1905. С.11

[4] РГАЛИ. Ф.2023. Оп.2. Ед. хр. 68.

[5] ГАСО. Ф. 1. Оп. 6 Д. 346. Л. 4.

[6] Рерих Н.К. Памяти М.К.Тенишевой // Н.К.Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 27.

[7] Журавлева Л. С. Княгиня Мария Тенишева. — Смоленск, 1992. С.150.

[8] Смоленские ведомости. 1911. № 118.

[9] Кеня И.А. Диалог культур русской и французской цивилизации: имена и судьбы // NB: Культуры и искусства. — 2013. — No 1. — С.147-165. DOI: 10.7256 /2306-1618.2013.1.523. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_523.html